Когда ты знакомишься с новыми людьми, как ты представляешься? Я врач психиатр, психотерапевт.
А что могло бы больше рассказать о тебе, как о человеке? С одной стороны, я потомственный врач, в третьем поколении (в нашей семье врачи-ученые, кандидаты и доктора медицинских наук). При этом моя семья немножко творческая: мама очень любит петь, видимо мне это передалось, папа тоже очень любил музыку, поэтому я тоже стал увлекаться музыкой. Много лет я сам что-то сочиняю, пишу, в том числе получил бакалавра по музыкальной педагогике просто в качестве хобби. Сейчас у меня есть небольшая студия, где я пишу музыку с друзьями.
Неожиданно! Ты с самого детства знал, что будешь доктором? Да, это у меня прямо с детства. Теперь я рефлексирую насчет того, что это, видимо, какая-то была травматическая история: в детстве я чувствовал, что от меня ожидается, что я стану врачом, и мне очень хотелось порадовать родителей. Потом в какой-то момент, я буквально помню сцену из детского садика, где мне примерно 5 лет, и моя воспитательница выстроила нас всех в рядочек и всех по очереди спрашивает, кем ты будешь. Я такой: «Я буду доктором!» Все такие: "О-о-о!" Я такой: "О-о-о! Ничего себе социальное одобрение! То, что мне нужно!" И с тех пор я всё время отвечал, что я буду доктором. Ну вот, собственно, я им и стал.
А психотерапевтом? Готовясь к интервью, я обратила внимание, что сначала была педиатрия, если не ошибаюсь, а уже только потом – психиатрия. Это тоже был план, либо уже в процессе обучения сменился вектор? У меня есть история, в которую почему-то люди мало верят. Но, во-первых, на педиатрию я поступил не потому, что я хотел быть педиатром, а потому что выбирая между педиатрическим и лечебным во 2-ом медицинском (РНИМУ им. Н.И. Пирогова), было принято техническое решение выбрать направление, где меньше конкурс и куда проще поступить. В ординатуре опираясь на педиатрическое образование меня захотели сделать детским психиатром, и я даже отучился три месяца, но “сбежал”, все же это оказалось не для меня: это нужно иметь дубовую кожу, или как-то очень сильно любить детей. Обучение в центре позволяло менять направления, поэтому я проработал в 4 или 5 отделениях, пока не остановился на взрослой психотерапии.
Где-то под конец второго курса меда, я серьезно увлекся музыкой и стал сомневаться: быть мне врачом или нет. Тут друг подарил мне собрание сочинений Ирвина Ялома, которого я начал читать взахлеб. И уже под конец чтения последнего романа я был твердо уверен – я стану психотерапевтом.
А в какой момент ты понял: “Я хочу написать книгу?” Это желание во мне живет очень давно, еще с первых уроков литературы в школе. Читая чужие произведения, еще тогда я подумал: “Я тоже так хочу!”
А когда почувствовал, что готов? В какой-то момент сложилось сразу несколько факторов. Я активно читал лекции для пациентов и возникло ощущение, что у меня это неплохо получается: удается преподнести важную информацию и видел положительный отклик, т.е я почувствовал свою экспертность. Еще работая психиатром, я прочел книгу “С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города” Антона Зайниева и Дарьи Варламовой и подумал, как просто, как легко, понятно, без ошибок, никакой клюквы, все четко, по делу и при этом простым, понятным языком. И в какой-то момент понял, что мое “хочу также”, которое живет во мне уже около 20 лет переросло в “я хочу также, у меня есть экспертность и пример, как это можно сделать”. Все сошлось в одной точке и я решил - делаю!
Можешь поделиться своей историей от идеи до реализации. Сначала появился редактор, с которым поделился идеей или книга была готова и ты уже искали, кто мог помочь с ее публикацией? Позитивное стечение обстоятельств. Я писал книгу и думал, что сделаю это достаточно быстро, но запал поутих. Чтобы стимулировать себя я завел канал, в который стал сбрасывать статьи. Их никто не лайкал, все лайкали мемы… и эту историю тоже подзабросил. При этом в заметках постепенно стала пополняться папочка. Сначала придумал структуру книги (она частично повторяла структуру лекций, которые я читал в больнице). Затем я эту структуру пополнял статьями.
Потом познакомился с очень интересным человеком Артуром Кулаковым, ведущим программы «Артур и песни» . И однажды в баре он рассказал, что выпускает самоучитель по игре на гитаре в БОМБОРЕ. Я за чашечкой пива поделился, что тоже пишу книгу и хочу выпустить – он предложил познакомить меня с редактором.
Это был очень долгий процесс: от момента знакомства с редактором до того, как я все написал и отдал прошло больше года. А на медленное написание статей до этого еще где-то полтора года. В итоге от идеи до сдачи текста прошло около трех лет.
Хочу сделать комплимент – мне очень понравилась структура книги, название глав. Это ты придумал, либо это была уже помощь редактора, который помогал адаптировать книгу для конечного читателя? Нет, это как раз моя идея. Спасибо, мне очень приятно, потому что я переживал, что моя манера будет ощущаться легкомысленно и слишком в духе “панк”. Потому что была задача найти эту грань, где с одной стороны всё будет такое весёленькое и лёгкое, а с другой стороны, где не потеряется суть.
Книга по наполнению похожа на мини учебник/пособие или все же будет понятна для более широкой аудитории? Книга призвана передать самую базовую информацию максимально доходчиво. Там и близко нет ничего научного, но при этом у меня, в том числе был научный редактор, который еще раз за мной сверху проверял на научность. Артур Кулаков выступил внештатным редактором, который внимательно вчитывался и говорил, когда ему что-то оставалось непонятным или приведено недостаточно примеров. Несмотря на то, что мне советовали сделать книгу немного построже, я оставил ее в своей панк-стилистике и старался добавлять шутки.
Кто обязательно должен прочитать эту книгу? Знаешь, это такая немного грустная история, потому что, мне кажется, те люди, которые прям должны ее прочитать, они как раз ее не прочитают. Например, ко мне могут обратиться в панике, что близкий человек попал в психиатрическую больницу и они хотят как можно скорее его оттуда вызволять. Я пытаюсь объяснить, что попадание в больницу – это один из наилучших исходов в этой ситуации. И, к сожалению, иногда это ригидная история, когда у человека есть уже мнение, и даже после консультации оно все равно не изменится.
Но иногда люди сомневаются, боятся чего-то из-за незнания, и тут может помочь моя книга и один из ее посылов: «Камон, психиатр не планирует вас убить». Собственно, книжка так и называется «Мой доктор вроде бы нормальный. Но остальные все еще хотят меня убить: самое важное о психических болезнях».
Если человек или его близкий, например, сталкивается с тем, неожиданно не может спать, есть, всё время плохое настроение, нет желания работать, и упадок сил. И он начинает через некоторое время думать: «А где бы мне выяснить, что вообще со мной такое происходит?» Появляется точка входа – желание разобраться. В этом случае книга тоже поможет получить первичную информацию о проблеме.
Еще я обнаружила, что какое-то время ты вел подкаст «РАЗБЕРИСЬ». Как он появился? Откуда такое интересное название? И в целом, стоит ли вообще сегодня заводить подкаст? Он появился как раз на стыке моих увлечений музыкой и психотерапией, в нем я пытался подружить оба эти направления. Я выбрал довольно узкую и неживую тему. Психологические проблемы творческих людей, поэтому существенного успеха я на этом поприще не сыскал, но это, в общем, интересно. Вообще подкасты - супер. Давайте все будем делать подкасты.
Сейчас я его перезапускаю и это будет общий психологический подкаст: про психотерапию, психотерапевтическую жизнь, жизнь психологов, пациентов, про вот это вот всё.
Есть мнение, что творческий человек не может быть здоровым. Это действительно ли так и стало ли это причиной появления подкаста? В том числе, да. Мне интересна была эта тема, мне было интересно разобраться, так ли это.
И так ли это в итоге? Нет, это не так. Я пришел к выводу, что чем более творческий человек здоровый, тем успешнее он в творчестве. И чем больше у него психологических проблем, тем он менее успешный на самом-то деле.
А что тогда скажешь про цитату Федора Достоевского: «Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать!» Я думаю, что Достоевский тут описал некоторую грань реальности, которая действительно существует. Но я думаю, что существует много разных других граней. И зачастую в творчество люди приходят из травмы. И творчество помогает преодолевать травму. Травма оказывает влияние на творчество. Но если у человека одна только травма, он не может заниматься творчеством. Творчеством занимается здоровая часть личности, которая пытается травму переработать. То есть травма является больше таким... не вдохновением, будет странно звучать. Травма является топором, из которого получается каша. Но кашу можно сделать и без топора. Топор там не нужен вообще.
Но травма часто является поводом. Вот как вход, да? Что входом в терапию может быть какая-то проблема. Так и здесь может быть, что человек стал творческим, потому что у него, допустим, была какая-то проблема, он начал её исследовать? Да, да, да. И это очень рифмуется с тем, почему вообще люди становятся психологами или психотерапевтами. Там всегда обязательно есть какая-то травма. Из-за этой травмы появляется интерес.
А если ее получается вылечить, то всё, творчество уйдёт? Нет. Творчество не уходит, когда уходит травма. Поскольку травма вообще не может быть излечена, по сути дела. Мы сейчас переходим как раз на территорию Ирвина Ялома, потому что у нас существуют некоторые вещи, которые травмируют нас экзистенциально, просто базово. То есть все мы смертны, все мы сталкиваемся с ощущением собственной беспомощности, с ощущением своих естественных ограничений. Мы все страдаем, потому что наши желания безграничны, наши возможности всегда ограничены. И поэтому человек без травмы не существует. То есть - убери у человека травму, - и у нас получается какой-то бог всесильный. Но мы не боги, то есть мы несовершенные, и в силу своего несовершенства мы базово травмированы в любом случае.
Повод для творчества всё равно найдётся? Конечно.
Антон, как все успеть? Даже не сильно глубоко погружаясь во время беседы, мы уже затронули столько сфер: плотная запись на работе, подкаст, книга, музыкальная группа, а еще же семья. Как всё успевать? Никак. Нельзя так работать, как я работаю. И последнее время я работаю над тем, чтобы меньше работать. Семью забрасывать нельзя, потому что иначе отвалится голова, отъедет полностью. Группа и подкаст - это то, что я делаю для удовольствия, когда появляется потребность. Полноценно, конечно, заниматься группой и параллельно работать - это просто физически невозможно. Могло сложиться впечатление, что я занимаюсь сразу всеми проектами одновременно, потому что я в какой-то момент искал себя, а интернет помнит всё, но на самом деле это не так.
А есть ли все же рецепт баланса в жизни? Как его составить по твоему опыту, чтобы не провисали все сферы и при этом жить яркую жизнь? Интересно. Я думаю, что надо пойти к психотерапевту, погружаться в свои переживания и учиться честности с собой, для того, чтобы понимать, в чем мои настоящие потребности. Когда ты хорошо понимаешь, в чем они, собственно, состоят, то есть что тебе нужно на самом деле, у тебя появляется опора, структура, что для тебя есть баланс. И дальше постепенно пробуешь разные варианты, соотношения. И в какой-то момент становится чуть-чуть лучше, и вот так надо оставлять.
Может все же есть секрет, который помогает тебе и мог бы помочь другим? Я думаю, что здесь очень сложно дать какой-то единый совет, потому что разные люди сталкиваются с разными проблемами, исходя из очень разных ситуаций. К примеру, мне трудно отказываться от работы, потому что очень хочется все делать и все успевать. И я нашел для себя выход: более серьезное отношение к отдыху, то есть приравнивание отдыха к работе и оставлять для него место в своем расписании.
Если вы хотите ближе познакомиться с Антоном и получать каждый день порцию психологических мемов, то заглядывайте в его телеграм-канал Мой доктор (вроде бы) нормальный, послушать выпуски подкаста РАЗБЕРИСЬ можно по ссылке. Приобрести книгу можно в магазинах вашего города или по ссылке.